Образование детей с особенностями развития: проект «Рядом по жизни»
ВООБФ «Дети в беде» реализует долгосрочный проект «Рядом по жизни», целью которого является создание условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду детского сада через организацию тьюторского сопровождении его образовательной деятельности.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, будучи изолированным от них. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений. Обучение детей с разными способностями в обычной группе детского сада — это в первую очередь гуманистический путь к развитию нашего общества и воспитанию молодого поколения в духе толерантности и ответственности за жизни и судьбы тех детей, которым в силу их особенностей труднее жить, чем другим.
Дети с ОВЗ, а именно дети-инвалиды, требуют к себе особого подхода, который включает в себя как создание толерантной среды в детском коллективе, так и использование особых коррекционно-методических подходов в работе. Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании благоприятных, комфортных условий в образовательной среде дошкольного учреждения. Комфортные условия – это такие условия, при соблюдении которых ребенок с ОВЗ сможет осваивать адаптированную для него учебную программу, в удобном темпе и в соответствующем объеме. Ребенок в ОВЗ может посещать дошкольное учреждение, или посещать занятия, проводимые в ДО для обычных детей, но для этого ему нужна помощь тьютора — воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.
Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им необходимо помогать.
Тьютор также проводит занятия (дополнительные) со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения: психологов, реабилитологов. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду.
Мы уверены, что совместная учёба «обычных» и «особых» детей пойдет на пользу и тем, и другим. Совместное обучение детей с различными потребностями – это реальный способ воспитания у современных детей толерантности и посильного участия в жизни и судьбе тех детей, которым в силу их особенностей, труднее жить, чем другим. Здоровые дети привыкнут не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А пока «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.
Данный проект рассчитан на целевую группу, а именно – на семьи, воспитывающие детей – инвалидов детей-инвалидов в возрасте от 3-х до 7-ми лет, не посещающих детское дошкольное учреждение на постоянной основе.
Реализация проекта проходит в три этапа:
На первом — подготовительном этапе (2 месяца) или этап установления контакта
— проводится опрос (анкетировании) родителей детей –инвалидов, формируется список детей, нуждающихся в тьюторском сопровождении;
— определяются детские дошкольные учреждения, которые будут посещать дети-инвалиды в сопровождении тьютора-воспитателя;
— идет подготовка тьюторов для работы с детьми – инвалидами.
На данном этапе тьютор осуществляет:
— сбор информации о ребенке (знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка);
— анализ полученной информации;
— совместно с другими специалистами выработку рекомендаций;
— составляет индивидуальный план работы с ребенком, адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности ребенка с особыми образовательными нуждами.
Второй этап — практическая реализация проекта (9 месяцев) – осуществляется тьюторское педагогическое сопровождение детей-инвалидов, 1 раз в квартал проводится мониторинг работы тьюторов.
Самым сложным на данном этапе является адаптационный период. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ. Получив общие сведения, тьютор:
— знакомится с самим ребенком и его семьей;
— узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного;
— формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным.
Происходит постепенное установление контакта. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Для решения данной задачи тьютор:
— проектирует и организует предметно-игровую среду для конкретных игровых и образовательных ситуаций;
— проводит занятия с ребёнком по индивидуальной программе, при необходимости ведет коррекционно-развивающую работу;
— сопровождает ребенка на занятия, праздники, прогулки в дошкольное
учреждение;
— ведет дневник наблюдений;
— проводит анализ и оценку первых результатов;
— информирует родителей о достижениях ребенка, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь.
На третьем – заключительном этапе (2 недели) проводится анализ
результативности работы тьютора, готовятся отчеты.
В результате реализации проекта будут созданы условия для дальнейшей социализации детей-инвалидов, их обучения в образовательных организациях.
Оставьте комментарий