Не менее 3 символов. Может содержать только латинские символы, цифры, знаки подчёркивания (_) и дефисы (-)

Не менее 5 символов.

Образование детей с особенностями развития: проект «Рядом по жизни»

ВООБФ «Дети в беде» реализует долгосрочный проект «Рядом по жизни», целью которого является создание условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду детского сада через организацию тьюторского сопровождении его образовательной деятельности.

Для ребенка с  ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ)  детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, будучи изолированным от них. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.  Обучение детей с разными способностями в обычной группе детского сада —   это в первую очередь гуманистический путь к развитию нашего общества и воспитанию молодого поколения в духе толерантности и ответственности за жизни и судьбы тех детей, которым в силу их особенностей труднее жить, чем другим.

Дети с ОВЗ, а именно дети-инвалиды, требуют к себе особого подхода, который включает в себя как создание толерантной среды в детском коллективе, так и использование особых коррекционно-методических подходов в работе. Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании благоприятных, комфортных условий в образовательной среде дошкольного учреждения. Комфортные условия  – это такие условия, при соблюдении которых ребенок с ОВЗ сможет осваивать адаптированную для него учебную  программу, в удобном  темпе и в соответствующем объеме. Ребенок в ОВЗ может посещать дошкольное учреждение, или посещать занятия, проводимые в ДО для обычных детей, но для этого ему нужна помощь тьютора — воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.
Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с детьми.  А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им необходимо помогать.

Тьютор также проводит занятия (дополнительные) со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения: психологов, реабилитологов. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду.
Мы уверены, что  совместная учёба «обычных» и «особых» детей пойдет на пользу и тем, и другим. Совместное обучение детей с различными потребностями – это реальный способ воспитания у  современных детей толерантности и посильного участия в жизни и судьбе тех детей, которым в силу их особенностей,  труднее жить, чем другим. Здоровые дети привыкнут не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А пока «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

Данный проект рассчитан на целевую группу, а именно – на семьи, воспитывающие детей – инвалидов детей-инвалидов  в возрасте от 3-х до 7-ми лет, не посещающих детское дошкольное учреждение на постоянной основе.

Реализация  проекта проходит в три этапа:

На первом — подготовительном этапе (2 месяца) или этап установления контакта

— проводится опрос (анкетировании) родителей детей –инвалидов, формируется список детей, нуждающихся в тьюторском сопровождении;

— определяются детские дошкольные учреждения, которые будут посещать дети-инвалиды в сопровождении  тьютора-воспитателя;

—  идет подготовка тьюторов для работы с детьми – инвалидами.

На данном этапе тьютор осуществляет:

— сбор информации о ребенке (знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка);

— анализ полученной информации;

— совместно с другими специалистами выработку рекомендаций;

— составляет индивидуальный план работы с ребенком, адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности ребенка с особыми образовательными нуждами.

Второй этап —  практическая реализация проекта (месяцев) – осуществляется тьюторское педагогическое сопровождение детей-инвалидов, 1 раз в квартал  проводится мониторинг работы тьюторов.

Самым сложным на данном этапе является адаптационный период. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ. Получив общие сведения, тьютор:

—  знакомится с самим ребенком и его семьей;

— узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного;

— формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным.

Происходит постепенное установление контакта. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Для решения данной задачи  тьютор:

проектирует и организует  предметно-игровую  среду для конкретных игровых и образовательных ситуаций;

— проводит занятия с ребёнком по индивидуальной программе, при необходимости ведет коррекционно-развивающую работу;

— сопровождает ребенка на занятия, праздники, прогулки в дошкольное

учреждение;

— ведет дневник наблюдений;

проводит анализ и оценку первых результатов;

— информирует родителей о достижениях ребенка, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь.

На  третьем – заключительном этапе (2 недели) проводится анализ

результативности работы тьютора, готовятся отчеты.

В результате реализации  проекта будут созданы условия для дальнейшей социализации детей-инвалидов, их обучения в образовательных организациях.

 

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *