Ошибки воспитания детей
Трудности, переживаемые одной семьей, никогда не будут в точности совпадать с тем, что происходит в другой.
Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития. Поэтому так важно родителям не
допускать серьезных ошибок в своих отношениях с детьми, потому что от этого страдают не только они сами, но и дети, которые становятся жертвами педагогической некомпетентности взрослых.
Педагогические ошибки родителей.
Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье — предупреждение педагогических ошибок родителей.
Часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:
«Первая группа педагогических ошибок родителей» — неправильные представления об особенностях, проявления родительских чувств. Пожалуй, самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви. Родителям надо помнить, что для ребенка вредна как чрезмерная суровость воспитания, так и полная вседозволенность и безнаказанность.
«Вторая группа педагогических ошибок родителей» — недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка. Наиболее часто это проявляется в неумении учитывать возрастные изменения в психике ребенка и обращении с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подростковом возрасте. Родители пытаются ограничить активность, самостоятельность подростка, подчас в авторитарной форме высказывают негативные мнения о его друзьях, интересах, пытаются влиять на увлечения ребенка. Естественно, что недоверие, неуважение к личности подростка способствует отчуждению детей от родителей, приводит к раздражительности и непослушанию.
«Третья группа педагогических ошибок» — недооценка родителями личного примера и единства предъявляемых требований к воспитанию ребенка, иначе он будет просто дезориентирован (перестанет понимать, что можно делать, а что нельзя) или начнет злоупотреблять их несогласием.
Очень важно, какой пример поведения демонстрировали родители своим детям. Кроме того, родители не должны забывать и о том, что рано или поздно «плоды их воспитания» вернутся к ним же обратно, и их дети будут относиться к ним так, как они сами в свое время относились к детям. Если в воспитании младшего школьника иногда помогают методы устрашения, то для воздействия на подростка нужны иные средства, и прежде всего — культура, специальные знания, не подавляющая, а убеждающая требовательность, основанная на педагогическом такте, сердечности и уважении к личности. Сочетание требовательности с тактом — важнейшее условие действенности родительских требований.
Такт — это наиболее эффективный способ воздействия на сознание, чувства и волю ребенка без риска уронить свой авторитет.
Тактичное отношение предполагает:
- уважение к достоинству личности ребенка и разумную взыскательность к его учению, труду и поведению;
- пристальное внимание родителей к психическому состоянию ребенка и последовательность требований к нему при выполнении поручений;
- взаимосвязь и обоснованное использование различных средств
и приемов воспитательного воздействия: одобрения, поощрения, строгого требования, убеждения, предупреждения, внушения, осуждения, справедливого наказания;
- доверие в сочетании с систематическим, но не назойливым контролем, побуждающим ребенка к самоконтролю;
Тактичное поведение — это естественность и простота в обращении, искренность тона, доверие без попустительства, требование без придирчивости, просьба без упрашивания.
Наилучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально.
Даже когда ребенка наказывают, ребенок должен быть уверен, что он по-прежнему любим, плохой для нас не он, а его поступок.
Кроме того, родителям следует помнить, что педагогические ошибки исправить гораздо труднее, чем обнаружить или упредить, потому что педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной, хронический характер.
Итак, главная задача родителей – добиться точного баланса между милосердием и справедливостью, между нежностью и требовательностью, между любовью и строгостью.
Оставьте комментарий