Не менее 3 символов. Может содержать только латинские символы, цифры, знаки подчёркивания (_) и дефисы (-)

Не менее 5 символов.

Выступление Надежды Рожковой – главного маммолога РОССИИ, Академика РАМТН, доктор медицинских наук, профессора, лауреата премии Совета министров СССР

НАДЕЖДА РОЖКОВА – главный маммолог РОССИИ, Академик РАМТН, доктор медицинских наук, профессор, лауреат премии Совета министров СССР: «Очень важны факторы риска. В общем-то, они достаточно просты, и с каждым из этих факторов можно бороться. Это избыточный вес, нарушение менструальной функции, гинекологические заболевания, невыполнение своих естественных репродуктивных функций – отказ от родов, от естественного вскармливания, отрицательные стрессовые ситуации и онкологическая наследственность».

Глубоко уважаемые дамы и господа, дорогие друзья, коллеги!

Мы действительно сегодня собрались для того, чтобы привлечь внимание к проблеме онкологических заболеваний. Эта проблема сохраняется на протяжении многих десятилетий, но она решается, и решается довольно успешно.

Надо сказать, что сохранение женского здоровья – это и задача медиков, и задача самих женщин.

В России где-то около 77 миллионов женщин, в репродуктивном возрасте от 15 до 49 лет – это 38 миллионов женщин. Эти женщины различных национальностей, имеют свои этнические особенности – обменные, состояния психоэмоционального статуса и так далее. Тем не менее, в структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями 40 процентов приходится на злокачественные новообразования репродуктивных органов.

За последние 10 лет отмечается угрожающая динамика распространенности онкопатологии репродуктивных органов, в частности заболевания раком молочной железы (частота его увеличилась на 33 процента).

Рак за последнее время помолодел. И опять же за 10 лет омоложение рака выросло на 34 процента. При этом при скрининге отмечается очень высокая частота выявления доброкачественных заболеваний – в 25–30 раз чаще.

Изучение заболеваний молочной железы является приоритетным направлением национальных проектов, направленных на сохранение женского здоровья. Заболевания молочной железы – это не только медицинская, но и социальная проблема. Посчитано, что ежедневно 47 детей лишаются своих матерей, заболевших раком молочной железы. Экономические расчеты показали, что стоимость лечения запущенных случаев в 10–14 раз дороже, чем лечение начальных форм рака молочной железы. Известно: среди множества различных методов – рентгеновской, компьютерной томомаммографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвуковых исследований и так далее, – среди всех этих методов золотым стандартом остается рентгеновская маммография.Доказано, что маммографический скрининг снижает смертность от рака молочной железы на 50 процентов у постоянно наблюдающихся женщин. В Европе, в Соединенных Штатах маммографический скрининг осуществляется уже более 30 лет, и разница заключается только в возрасте женщин, которые подлежат обследованию.

Что сделано для женщин в нашей стране? Наш Президент особое внимание уделяет развитию первичного звена, и именно эффективной диспансеризации. И действительно, после 30-летнего перерыва наконец мы стали проводить диспансеризацию, и она приносит очень существенные плоды. Так, из 19 миллионов обследованных почти у 30 тысяч пациентов выявлены злокачественные новообразования, из них у 55 процентов злокачественные новообразования репродуктивных органов. На первом месте стоит заболеваемость раком молочной железы.Существующая настоящая система обследования молочных желез впервые у нас применялась с 2006 года, когда был издан приказ о внедрении маммографии. Согласно этому приказу маммографический скрининг осуществляется в два этапа – это обследование женщин для ранней диагностики и этап дообследования. Обследование женщин и ранее выявление зависит от возраста женщины.

Если по приказу 2006 года женщины от 19 до 39 лет обследовались в смотровом кабинете, в женской консультации, а с 40 лет им делали маммографию, то по последнему приказу № 572 с 35 лет делают первичную базисную маммографию.

Важнейший момент – это самообследование. Меня удивляют некоторые высказывания ряда врачей, что самообследование делать не нужно, потому что у женщин возникает канцерофобия, они волнуются, и это очень вредно. Ничего подобного. Половина буквально моего приема – это женщины, которые жалуются на наличие уплотнений в молочной железе. А что это такое? Это значит, они себя пропальпировали, пощупали молочные железы. Нами проводится очень активно различные акции в регионах, в городах по обучению женщин самообследованию. Надо сказать, что у регулярно обследующих себя женщин, если у них даже и возникает рак молочной железы, то частота метастазирования в аксиллярные лимфатические узлы на 38 процентов ниже. Очень важны факторы риска. В общем-то, они достаточно просты, и с каждым из этих факторов можно бороться. Это избыточный вес, нарушение менструальной функции, гинекологические заболевания, невыполнение своих естественных репродуктивных функций – отказ от родов, от естественного вскармливания, отрицательные стрессовые ситуации и онкологическая наследственность.

Итак, для женщин старше 35 лет обязательна рентгеновская маммография. Она проводится на обычных пленочных рентгеновских маммографах, на цифровых маммографах.

Сейчас очень распространены мобильные маммографические комплексы, которые чрезвычайно востребованы. И если женщина по каким-то причинам не может дойти до поликлиники, то когда к ней приезжает такая лаборатория, то, как правило, выстраиваются очереди, и женщины обследуются.

Несмотря на то, что маммография – это золотой стандарт, молочная железа женщины так же индивидуальна, как ее лицо. Поэтому для дообследования используется целый комплекс методов – это ультразвуковое исследование, различные новые технологии ультразвукового исследования, соноэластография, магнитно-резонансная томография, инвазивные вмешательства.

Чрезвычайно востребованы технологии интервенционной радиологии, так называемые методики, которые осуществляют одновременно и диагностику, и лечение под контролем лучевых методов исследования, то есть в амбулаторных условиях. В частности, такая простая процедура, как склерозирование кисты. Где то у 30–40 процентов женщин при обследовании выявляются кисты, и раньше этих женщин клали на хирургический операционный стол. В этом нет никакой необходимости. Производится пункция кисты под контролем ультразвука, аспирируется содержимое, и вводится склерозирующее вещество. Эта процедура занимает буквально 15–20 минут, и в 95 процентах случаев эта процедура исключает хирургическое лечение.

Многие знают, что где-то у четверти женщин наблюдаются выделения из соска вне периода беременности и лактации. Это чрезвычайно важный клинический симптом, потому что считается, что где-то 70–80 процентов рака молочной железы развивается из млечных протоков. Поэтому очень важно вовремя увидеть это патологическое состояние. И, в частности, есть такая технология, как дуктография – искусственное контрастирование млечных протоков, которое осуществляется под рентгенологическим контролем буквально с каплей контрастного препарата. И мы видим различные изменения, которые провоцируют эту секрецию. В частности, это может быть внутри протоковый рак или внутрипротоковая папиллома. Размер их может быть буквально менее 1 миллиметра. И о чем это говорит? О том, что не нужно делать большую радикальную и калечащую операцию, а достаточно сделать секторальную и щадящую органосберегающую операцию. Поэтому вовремя нужно обращать внимание на различные изменения в молочной железе.

Различные варианты биопсии. Если раньше мы делали обычную тонкоигольную биопсию и получали клеточный материал, то информативность была недостаточно высока. Сейчас выполняется так называемая трепан биопсия специальным пистолетом с иглой, которая имеет нарезку. В эту нарезку попадает кусочек ткани и это позволяет получать клеточный материал для цитологического исследования, тканевой материал для гистологического исследования и что чрезвычайно важно – определять тканевые факторы прогноза. Это определяет оптимальный выбор лечебной тактики до начала лечения.

Другая процедура вакуумная аспирационная биопсия чрезвычайно востребована. Она буквально 100-процентна с диагностической точки зрения и обладает терапевтическим эффектом. Почему с диагностической точки зрения 100-процентна? Потому что более толстая игла, и мы благодаря вакууму получаем больше материала, и мы точно знаем, что в молочной железе. Особенно это важно при непальпируемых образованиях, совсем маленьких изменениях.

Как лечебная процедура она чрезвычайно востребована. У нас очередь буквально на три месяца вперед для женщин, у кого доброкачественные изменения размером менее 2 сантиметров. Это нередко бывает фиброаденома, множественные фиброаденомы у молодых женщин, которым предстоит рожать, кормить грудью. Так вот эта процедура не менее архитектоники, не меняет структуры молочный железы и позволяет удалить образование в амбулаторных условиях, буквально 20–30 минут фиброаденома удалена и структура молочной железы не нарушена.

Итак, благодаря внедрению этих простейших технологий отмечаются за последнее время позитивные тенденции в развитии диагностического этапа маммологической службы.

То есть женщины приходят на обследование, они уже знают, что такое маммография, они уже меньше боятся врачей, знают о том, что операция если и предстоит, то не калечащая, а органосберегающая и щадящая.Но это мы говорили о раннем выявлении заболеваний, но наша задача – профилактика, то есть предупреждение заболеваний. Это первичная профилактика – это комплекс мер, направленных на борьбу против факторов риска. Повторяю, с каждым из факторов риска можно бороться.

Вторичная профилактика – это лечение доброкачественных заболеваний. И третичная – это комплекс мер уже для пролеченных больных, для исключения рецидивов.

К примеру, раньше если имелся наследственный фактор, то есть у мамы, тети, у сестры был рак молочной железы, то мы просто чаще наблюдали эту женщину. И все слышали нашумевшую историю с Анжелиной Джоли, что у нее семейная история. Она сделала профилактическую мастэкстомию, удалила яичники и так далее. То есть она поступила очень радикально. Но в этом большой необходимости нет. Если изменений в молочной железе нет, и вы сделали анализ крови на ДНК-исследование, мутации выявлены, это не значит, что женщина заболеет раком. Заболевают раком буквально 5-10 процентов женщин. Но тем не менее мы должны избежать и этого.

Так называемый ген BRCA имеет две копии. Он продуцирует определенное количество противоопухолевого белка, и женщина не заболевает. Когда наступает мутация генов, одна копия не работает, этого противоопухолевого белка становится меньше. Так есть лекарственный препарат на основе индолкарбинолов, который усиливает действие здоровой копии гена. И тогда возникает ситуация: либо отодвигаются сроки возможного развития рака, либо вообще исключается его развитие.

Вторичная профилактика – это мероприятия по лечению доброкачественных заболеваний. Тоже не каждая мастопатия является предраком, только определенные ее формы. Для этого и развиваются диагностические технологии, которые уточняют состояние этих мастопатий.

Третичная профилактика. Ею занимаются не очень активно, хотя женщины после операции рака молочной железы требуют, конечно, повышенного внимания. И сейчас разработаны специальные экзопротезы, которые накладываются на рубцовую ткань после операции. Обо всем этом должны знать и женщины, и медицинская общественность. Поэтому активно работает Всемирное движение борьбы против рака молочной железы. Мы в нем участвуем, проводим конференции. Различная информационно-просветительская работа проводится. Ежегодно мы издаем различные брошюры, журналы. В октябре проходит месячник борьбы против рака молочной железы. Очень активно сейчас стали все в нем участвовать. Светлана Владимировна Медведева чрезвычайно много уделяет времени этой проблеме. И, конечно, участие таких лиц является тоже очень важным, потому что оно придает как бы весомость проблеме.

Дни открытых дверей, они тоже проходят регулярно. Первый проходил когда-то 15 лет назад. Наши телевизионные звезды пришли к нам в институт и начали обследовать молочные железы. Все это показывали по телевизору. После этого коридоры у нас были полны женщин. Поэтому это очень важно, и дни открытых дверей обязательно нужно организовывать.

Валентина Александровна Петренко была у нас в институте. У нас была презентация Национального центра онкологии репродуктивных органов. И тоже мы бесплатно обследовали женщин, читали одновременно лекции и для женщин, и для врачей. Встречались, общались и решали проблему, как нам двигаться дальше.

Путь к сохранению женского репродуктивного здоровья – это, конечно, внедрение и популяризация новых высокоэффективных и щадящих возможностей медицины. Целые команда энтузиастов есть. Она пополняется. Это чрезвычайно приятно. Поэтому я думаю, что мы на правильном пути и сохраним здоровье женщин.

 

 

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *