Детскому летнему отдыху нужен Закон
В Совете Федерации по инициативе сенатора, лидера ВОД «Матери России» Валентины Петренко рассмотрели вопрос «Об организации и ходе летней детской оздоровительной компании в России в 2014 году».
На пленарном заседании Совета Федерации 21 мая, сенатор В.А. Петренко предложила заслушать вопрос – об организации летнего оздоровительного отдыха детей и школьников. Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко было поддержано данное предложение и дано протокольное поручение — двум комитетам (по социальной политике и науке, образованию и культуре), провести совместное заседание с представителями министерств и ведомств Российской Федерации, отвечающих за организацию и проведение детской летней оздоровительной кампании, с тем, чтобы они предоставили законодателям, все аспекты данного вопроса.
Валентина Петренко, в ходе заседания комитетов, состоявшегося 17 июня, отметила, что все распоряжения министерств и ведомств относительно детской летней оздоровительной кампании были выполнены в срок. По её мнению в целом все учреждения, обеспечивающие летний отдых детей в Российской Федерации были готовы к его проведению.
Однако сенатор заострила внимание на ключевом вопросе, а именно: отсутствии законодательного регулирования в вопросах сокращения организаций, обеспечивающих летний детский отдых. По данным сенатора в России сократилось количество детских летних лагерей и санаториев. Если в 2013 году учреждений, готовых принимать детей и школьников на летний отдых насчитывалось порядка 55 тысяч, то к 2014 году их осталось 52 тысячи. Сокращение организаций в основном коснулось тех санаториев и лагерей, которые в советское время назывались пионерскими лагерями, а сейчас именуются «загородный летний лагерь».
В классическом понимании «загородный летний лагерь» в стране насчитывается чуть более двух тысяч. Инфраструктура так называемых летних пионерских лагерей создавалась в советское время. Содержание этих организаций тогда осуществлялось за счёт государственных, профсоюзных средств и средств тех предприятий и организаций, которым принадлежали эти пионерские лагеря.
В настоящее время большинство загородных летних лагерей не являются муниципальной или государственной собственностью, и принадлежат частным организациям. Собственник имеет право на своё усмотрение закрыть или перепрофилировать подобного рода учреждения. И если все аспекты перепрофилирования предусмотрены законами Российской Федерации, то прекращение деятельности летних лагерей и санаториев никак не отражено в отечественном законодательстве. На практике обстоятельства закрытия летних детских лагерей обусловлены высокими финансовыми расходами на содержание таких организаций, которые зачастую собственник позволить себе не может. Валентина Петренко привела неутешительные цифры: всего в 4-х летних лагерях субъектов Российской Федерации был завершён капитальный ремонт. Незавершённое капитальное строительство наблюдается на 325 объектах в 57 регионах страны. Эти цифры красноречиво говорят о том, что ни собственник, ни регионы не в состоянии самостоятельно осуществлять финансирование по содержанию таких учреждений и тем более осуществлять там капитальный ремонт, так как в основе своей большинство лагерей, создаваясь в советское время, имеют высокую степень изношенности, как зданий, так и инфраструктуры.
Заместитель Министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко, как представитель ведомства, отвечающего за проведение летней оздоровительной кампании, сообщил, что из федерального бюджета в текущем году на детский летний отдых выделено 4 миллиарда рублей. Эти средства идут в основном тем детям, которые оказались в сложной жизненной ситуации, малоимущим семьям и детям-инвалидам. Для сравнения, в прошлом году консолидированный бюджет на летнюю детскую оздоровительную кампанию составлял 42 миллиарда рублей. То есть финансовое сокращение произошло в десять раз. По словам сенатора Валентины Петренко с 2015 по 2017 годы в федеральном бюджете средств на летний отдых детям не предусмотрено вообще.
Если государство, как основной заказчик, в будущем не будет формировать госзаказ на летний отдых детям, то оздоровительная летняя детская кампания, станет предметом заботы исключительно родителей или иных организаций. Вокруг этого тезиса и разгорелась основная дискуссия.
По словам Алексея Вовченко, анализ российского законодательства показывает, что у государства нет абсолютных и безоговорочных обязательств по организации масштабной летней оздоровительной детской кампании. Есть лишь отдельные нормы или статьи, например, в законе о защите прав детей, указывающие на то, что такое «оздоровление». «Такой нормы «как обязанность государства, предоставлять детский летний отдых, нет ни в одном законе Российской Федерации», — уточнил чиновник.
Он проинформировал, что в Министерстве труда и социальной защиты намерены инициировать вопросы по разработке законопроектов, которые бы комплексно и структурно регулировали процессы, связанные с детской оздоровительной кампанией не зависимо от времени года. «Мы, должны чётко сформулировать обязанности, права и принципы регулирования детского отдыха: за что несёт ответственность государство, регион, муниципалитет, а за что и сами родители», — убеждён чиновник. Он выразил особую благодарность Валентине Петренко за постановку в Совете Федерации данного вопроса.
Валентина Петренко, как законодатель и как лидер Всероссийского общественного движения «Матери России» предложила совместно с профильным министерством участвовать в разработке необходимых правовых документов.
Оставьте комментарий