Александра Никитична Прокопьева
Александра Никитична Прокопьева родом из Костромской области. Есть такое местечко Мантурово, там и она жила, когда началась война . её в группе сельской молодёжи направили на учебу в город Дзержинск Горьковской области (ныне Нижегородской) в ремесленное училище, где готовили рабочие кадры военных заводов, которые базировались в Горьком и самом Дзержинске. Она попала в группу лаборантов.
Весь день у неё был строго расписан: 4 часа теории, 4 часа работали на заводе им. Свердлова – выполняли различную подсобную работу, убирали цеха, укладывали снаряды , которые здесь производились, грузили их и так далее. Ещё два часа в день каждый из нас занимался в каком либо специализированном кружке. Всех девушек, например, обязали пройти ускоренные курсы санинструкторов. Окончив их, она записалась на курсы шоферов, получила права и удостоверение. Потом были курсы парашютистов, но здесь меня постигла неудача. Третий учебный прыжок чуть не стал роковым : сильно ушиблась при приземлении, вывихнула ногу.
Но это её не остановило. Она горела желанием попасть на фронт, считая себя готовой к военным трудностям. Написала письмо на имя К.Е Ворошилова, в котором просила отправить её бить фашистов на передовую
Почта тогда работала оперативно, и в канцеляриях чиновники служили порасторопнее, чем сейчас. Уже через неделю на военкомат пришел положительный ответ, и на следующий день она уже была на пересыльном пункте в Горьком.
Её старший брат командовал батареей 784 – зенитно-артиллерийского полка, охранявшего подступы к военным объектам Горького и области. Она ходатайствовала о направлении в этот полк, и просьбу удовлетворили. Так началась её боевая служба санинструктором батареи.
По нескольку раз в день немцы совершали налеты на охраняемый нашей батареей объект. Надо было не только не допустить их самолеты до выхода на цель , но и по возможности уничтожить. Обозленные плотным заградительным огнём, гитлеровские асы пытались обезвредить наши огневые точки, так как довольно часто создавалась жаркая обстановка.
В 44-ом, когда фронт ушел на запад и немцы не рисковали залетать далеко от линии фронта, перестав сильно беспокоить своими бомбовыми налетами, их полк получил приказ выдвинуться на западном направлении.
В течение трех недель эшелон двигался к фронту. Из теплушек они видели разорённую землю, города в развалинах, пепелища на месте бывших сел и деревень.
Наконец, её эшелон прибыл в Варшаву. Её только день назад освободили от гитлеровцев. Руины, развалины, дым продолжающихся пожаров, редкие прохожие из местных жителей на улицах – такой её запомнилась столица Польши.
После разгрузки своим ходом полк начал движение на Познань. Где на машинах, где пешком за самоходными орудиями следовал личный состав , обслуживающий поздравления. К трудностям пешего марша много неприятностей добавляла февральская погода: то мороз, то слякоть. Обсушиваться негде, иногда ночью портянки примерзли к сапогам, сядешь переобуться , а ногу никак из сапог не вытянешь.
В батальоне служило много девушек: прибористки, разведчицы – дальномерщицы, помню, было даже одна заряжающая. Её фамилия Часовникова. Такая крепкая , высокая, сильная, они ее звали «Часовня». Жили все одной семьей, помогали друг другу переносить военные тяготы.
(на снимке , слева направо, В.Степанкина и А.Прокопьева, фото военных лет)
Местом расположения полка стала Познань. Фронт продвигался к Одеру, шли ожесточенные бои, в которых наши зенитки и самоходки принимали на себя задачи огневой поддержки пехоты и других частей. Немцы ёжегодно совершали налеты на позиции полка, были жертвы. Выполнение постановленных задач требовало постоянного напряжения всех сил. К тому же полк поредел: при форсировании Одера часть техники и личного состава перебросили на передовую.
День Победы Александра Никитична встретила в Познани. Она вспоминает, какая началась ликование, когда пришло сообщение об окончании войны. Салюты из всех видов личного оружия, песни, пляски, слезы и смех, бьющая через край радость…..Солдаты , от рядового до командиров всех рангов, как бы сбросили довлевшую на ними тяжесть войны, почувствовали себя свободными, как-то расслабились. Пошли нескончаемые разговоры о доме, демобилизации, планах мирной жизни, осуществить которые враг теперь уже не помешает.
Эта эйфория победы привела к печальным последствиям. В одну из ночей соседнюю с её батарею вырезали бендеровцы. Пришел приказ об усилении бдительности и демобилизации служивших в полку девушек. Так случилось, что в это время формировался эшелон, который должен был пойти северным путем. Я получила все документы и уехала с ним на родину.
Вернувшись в Мантурово, работала в райкоме комсомола , училась. А потом судьба забросила в Барыш.
Александра Никитична часто встречается с однополчанкой Ниной Туйгачкиной, они часто встречаемся, вспоминают боевую молодость. Переписывается с Таней Вашуриной из Горького, она тоже служила прибористкой. В Сенгилее живет Варя Степанкина (ныне Антипова). Очень веселая, боевая девушка была. В 75-от, в 30-летие Победы , в Горьком состоялась встреча её полка. Ее организовал автозавод, объекты которого они охраняли во время войны.
Прошедшие суровую школы войны и напряженного мирного труда бывшие фронтавики тыла так же, как и весной 45-го , уверенно и мужественно смотрят в будущее. Они с честью выдержали испытания на человеческую и гражданскую прочность. Настал черед пройти их нынешним поколениям и оправдать надежды бывших солдат Великой Победы!
Александра Никитична Прокопьева умерла 5 марта 2010 года.
Оставьте комментарий