Инклюзивность в образовании детей-инвалидов
В верхней палате Федерального Собрания состоялось заседание Совета по делам инвалидов при Совете Федерации, на котором председательствовала вице-спикер Галина Николаевна Карелова. В мероприятии приняли участие заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев, ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Людмила Косткина, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, член Комитета СФ по социальной политике, Председатель ВОД «Матери России» Валентина Петренко.
В ходе заседания отмечалось, что две трети граждан Российской Федерации считают, что инвалиды не обладают теми же возможностями для образования и трудоустройства, как обычные люди. По оценкам экспертов это во многом обусловлено недостаточностью усилий органами исполнительной и законодательной власти по созданию условий для максимальной реализации инвалидами своих возможностей.
Как создать инклюзивные условия в сфере общего и профессионального образования для детей инвалидов, решение каких проблем должно быть поставлено на первый план — эти и другие вопросы были подняты законодателями, представителями системы образования Российской Федерации, общественниками общероссийских инвалидских организаций.
Участниками заседания отмечалось, что к 2020 году в каждой четвертой школе и профессиональном учебном заведении в соответствии с государственной программой «Доступная среда», должны быть созданы условия для обучения инвалидов.
Галина Карелова подчеркнула, что полноценная, непротиворечивая нормативная база, четкое межведомственное взаимодействие и достаточные объемы финансирования на переоборудование и оснащение зданий и учебных аудиторий – это лишь часть требований, которые необходимо выполнить для успешной интеграции ребенка с особыми потребностями в образовательную среду.
«Однако, чтобы ребёнок-инвалид был полностью интегрирован в общество, необходима эффективная система его сопровождения и поддержки с раннего детства», — сказала сенатор. По её словам должна быть обеспечена преемственность между образовательными ступенями, больше внимания должно уделяться подготовке специалистов, работающих с инвалидами и обучающих их, а также необходимо оптимально сочетать системы инклюзивного и коррекционного образования.
Сенатор, Председатель Движения «Матери России» Валентина Петренко обратила внимание участников заседания на большие проблемы в системе подготовки педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе слабую психологическую подготовку педагогов, отсутствие специальных курсов и спецпредметов по работе с особой категорией детей в учебных программах ВУЗов по направлению «Педагогическое образование», недостаток специальных учебников, литературы, технических средств, помогающих детям-инвалидам получать полноценное образование.
По итогам заседания Совета по делам инвалидов были приняты рекомендации, в том числе в адрес Государственной Думы, Правительства России, Министерства образования и науки РФ, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Среди них — ускорение рассмотрения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», направленных на создание равных условий доступа к бюджетному финансированию государственных, муниципальных и частных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, что должно способствовать увеличению услуг в данной сфере и вовлечению в нее большего числа детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В числе рекомендаций — разработка в 2016 году профессионального стандарта тьюторского сопровождения, протоколов межведомственного профессионального сопровождения от момента постановки ребенку диагноза до завершения профессионального образования для каждой группы заболеваний, требующих специального и/или инклюзивного образования.
Отдельный блок рекомендаций адресован Министерству образования и науки РФ, который включает в том числе создание новой специальности «преподаватель русского жестового языка», увеличение обучающихся по этой специальности, разработку адаптивных основных профессиональных образовательных программ, выделение дополнительных мест в ВУЗах для подготовки сурдо- и тифлопедагогов, включение в программы обучения педагогов курсов по специальной психологии и коррекционной педагогике. Особый акцент в рекомендациях сделан на сохранении и развитии существующей сети специальных (коррекционных) образовательных организаций, в том числе дошкольных комбинированного типа и компенсирующей направленности, для детей-инвалидов, которые из-за особенностей психофизического развития не могут обучаться по инклюзивной форме.
Оставьте комментарий