Не менее 3 символов. Может содержать только латинские символы, цифры, знаки подчёркивания (_) и дефисы (-)

Не менее 5 символов.

Инклюзивность в образовании детей-инвалидов

В верхней палате Федерального Собрания  состоялось заседание Совета по делам инвалидов при Совете Федерации, на котором председательствовала  вице-спикер  Галина Николаевна Карелова. В мероприятии приняли участие заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев, ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Людмила Косткина, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, член Комитета СФ по социальной политике, Председатель ВОД «Матери России» Валентина Петренко.

         В ходе заседания отмечалось, что   две трети граждан Российской Федерации   считают, что инвалиды не обладают теми же возможностями для образования и трудоустройства, как обычные люди. По оценкам экспертов это во многом  обусловлено недостаточностью усилий органами исполнительной и законодательной власти  по созданию условий для максимальной реализации инвалидами своих возможностей.

Как создать инклюзивные  условия в сфере общего и профессионального образования для детей инвалидов, решение каких проблем должно быть поставлено на первый план — эти и другие вопросы были  подняты  законодателями, представителями системы образования Российской Федерации, общественниками общероссийских инвалидских организаций.

         Участниками  заседания отмечалось, что  к 2020  году в каждой четвертой школе и профессиональном учебном заведении  в  соответствии с государственной программой «Доступная среда», должны быть созданы условия  для обучения инвалидов.

Галина Карелова подчеркнула, что  полноценная,  непротиворечивая нормативная база, четкое межведомственное взаимодействие и достаточные объемы финансирования на переоборудование и оснащение  зданий и учебных аудиторий –  это лишь часть требований,  которые необходимо выполнить  для успешной интеграции ребенка с особыми потребностями в образовательную среду.

«Однако, чтобы ребёнок-инвалид был полностью интегрирован  в общество, необходима эффективная система его сопровождения и  поддержки с раннего детства», — сказала сенатор. По её словам  должна быть обеспечена преемственность между образовательными ступенями, больше внимания должно уделяться  подготовке специалистов, работающих с инвалидами и обучающих их, а также  необходимо оптимально сочетать системы инклюзивного и коррекционного образования.

Сенатор, Председатель Движения «Матери России» Валентина Петренко обратила внимание участников заседания на большие проблемы в системе подготовки педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  в том числе слабую психологическую подготовку педагогов, отсутствие специальных курсов и спецпредметов  по работе с особой категорией детей в учебных программах ВУЗов по направлению «Педагогическое образование», недостаток специальных учебников, литературы, технических средств, помогающих детям-инвалидам получать полноценное образование.

По итогам заседания Совета по делам инвалидов были приняты рекомендации, в том числе в адрес Государственной Думы, Правительства России, Министерства образования и науки РФ, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Среди них — ускорение рассмотрения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,  направленных на создание равных условий доступа к бюджетному финансированию государственных, муниципальных и  частных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, что должно способствовать увеличению услуг в данной сфере и вовлечению в нее большего числа детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В числе рекомендаций — разработка в 2016 году профессионального стандарта тьюторского сопровождения, протоколов межведомственного профессионального сопровождения от момента постановки ребенку диагноза до завершения профессионального образования для каждой группы заболеваний, требующих специального и/или инклюзивного образования.

Отдельный блок рекомендаций адресован Министерству образования и науки РФ, который включает в том числе создание новой специальности «преподаватель русского жестового языка»,  увеличение обучающихся  по этой специальности, разработку адаптивных основных профессиональных образовательных программ, выделение дополнительных мест в ВУЗах для подготовки сурдо- и тифлопедагогов, включение в программы обучения педагогов курсов по специальной психологии и коррекционной педагогике. Особый акцент в рекомендациях сделан на сохранении и развитии существующей сети специальных (коррекционных) образовательных организаций, в том числе дошкольных комбинированного типа и компенсирующей направленности, для детей-инвалидов, которые из-за особенностей  психофизического развития  не могут обучаться по инклюзивной форме.

 

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *