ГОРЕ И ПОТЕРИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Чувство горя, связанное с потерей, различно для каждого из нас, и мы выражаем нашу печаль по-своему.
Утрата близких отношений — это травма для приемного ребенка, боль от которой постепенно проходит, но память о ней остается. Дети, попадающие в приемную семью, могут испытывать чувства переживания разлуки и утраты, так как теряют нечто личное — близких, знакомых,
друзей, школу и т.д.Прошлый опыт ребенка отражается на всем, что он делает, думает и чувствует. Поведенческие проявления этого процесса на разных этапах у приемных детей разного возраста могут сильно отличаться, это можно понять, только учитывая этот опыт. Приемный родитель может помочь ребенку, переживающему горе. Для этого он должен быть «специалистом по потерям», и знать, что дети, пережившие травму, требуют не только любви и заботы, но и определенных знаний, умений. Родителям необходимо научиться распознавать признаки переживания горя и потери у детей. СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ И ПОТЕРИ.1. Потрясение и недоверие.Когда наша модель мира уничтожена, мы не чувствуем себя способными справляться с жизнью. Это может происходить и с ребенком, принятым в новую семью: его мир рухнул, а что его ждет — неизвестно. Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не с момента изъятия, а в момент помещения в приемную семью. Кроме того, дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей — тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, объясняется факт, что многие вновь принятые в семью дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными2. Отрицание.Главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: «ему все нипочем». Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние длится недолго — либо последует «взрыв», когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадение в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности.3. Стадия гнева и смешения чувств.Эта стадия характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих эмоций. Жить ребенку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойства, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, и они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда. Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу:а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.б) Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодовлеющим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д., они могут гневаться на «предавших» их родителей. На «разлучников» — милицию и детский дом, которые «вмешались не в свое дело». Наконец, на приемных родителей — как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.в) Депрессия. Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому всемью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, замещающие родителипомогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.г) Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. «Я не слушался родителей, плохо помогал им, и меня забрали». Такие и подобные им утверждения высказывают дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего в том, что ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей или наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.д) Тревога. В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения замещающими родителями. В тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, он может бояться, что родные родители разыщут его и заберут.4. Разрешение. Процесс переживания утраты ограничен во времени. В конечном счете, депрессия и другие сложные чувства уступают место попыткам восстановить эмоциональное равновесие. Отказавшись от надежды вернуться домой, дети начинают формировать привязанности к членам новой семьи.Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь.Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода замещающие родители могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит «цементом», скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, имеет смысл обратиться за помощью к специалистам.Важно помнить, что любой ребенок стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым!
Оставьте комментарий