Не менее 3 символов. Может содержать только латинские символы, цифры, знаки подчёркивания (_) и дефисы (-)

Не менее 5 символов.

ГОРЕ И ПОТЕРИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чувство горя, связанное с потерей, различно для каж­дого из нас, и мы выражаем нашу печаль по-своему.

Утрата близких отношений — это травма для приемного ребенка, боль от которой постепенно проходит, но память о ней остает­ся. Дети, попадающие в приемную семью, могут испытывать чувства переживания разлуки и утраты, так как теряют нечто личное — близких, знакомых,
друзей, школу и т.д.Прошлый опыт ребенка отражается на всем, что он делает, думает и чувствует. Поведенческие проявления этого процесса на разных этапах у приемных детей разного возраста могут сильно отличаться, это можно понять, только учитывая этот опыт. Приемный родитель может помочь ребенку, переживающе­му горе. Для этого он должен быть «специалистом по потерям», и знать, что дети, пережившие травму, требуют не только любви и заботы, но и опреде­ленных знаний, умений. Родителям необходимо научиться распознавать признаки переживания горя и потери у детей. СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ И ПОТЕРИ.1. Потрясение и недоверие.Когда наша модель мира уничтожена, мы не чувствуем себя способными справляться с жизнью. Это может про­исходить и с ребенком, принятым в новую семью: его мир рухнул, а что его ждет — неизвестно. Для ребенка отчуж­дение от родной семьи начинается не с момента изъятия, а в момент помещения в приемную семью. Кроме того, дети начинают чувствовать себя отличающимися от обыч­ных детей — тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, объясняется факт, что многие вновь принятые в семью дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезап­но становятся мрачными и агрессивными2. Отрицание.Главная особенность поведения ребенка на этой ста­дии состоит в том, что он бессознательно не воспринима­ет потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: «ему все нипочем». Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние длится недолго — либо последует «взрыв», когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадение в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности.3. Стадия гнева и смешения чувств.Эта стадия характеризуется появлением сильных, ино­гда взаимоисключающих эмоций. Жить ребенку с чувства­ми, вызывающими тревогу и беспокойства, сложно и тяже­ло. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, и они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда. Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу:а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремле­ние увидеться с членами родной семьи и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.б) Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодовлеющим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д., они могут гневаться на «пре­давших» их родителей. На «разлучников» — милицию и детский дом, которые «вмешались не в свое дело». Нако­нец, на приемных родителей — как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.в) Депрессия. Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому всемью ребенку выразить свою печаль и понять ее причи­ны, замещающие родителипомогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.г) Вина. Это чувство отражает реальное или предпо­лагаемое отвержение или обиду, причиненную потерян­ными родителями. «Я не слушался родителей, плохо помогал им, и меня забрали». Такие и подобные им утверждения высказыва­ют дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего в том, что ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибоч­но принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей или наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедно­сти.д) Тревога. В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения замещающими родителями. В тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, он может бояться, что родные родители разыщут его и заберут.4. Разрешение. Процесс переживания утраты ограничен во времени. В конечном счете, депрессия и другие сложные чувства уступают место попыткам восстановить эмоциональное равновесие. Отказавшись от надежды вернуться домой, дети начинают формировать привязанности к членам новой семьи.Послед­ствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь.Обычно адаптация происхо­дит в течение года. На протяжении этого периода замеща­ющие родители могут оказать существенную помощь ребен­ку, и это послужит «цементом», скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, имеет смысл обратиться за помощью к специалистам.Важно помнить, что любой ребенок стремится расти, развивать­ся, быть здоровым и счастливым!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *