«О правовых и организационных аспектах обеспечения здорового питания детей дошкольного и школьного возраста в Российской Федерации» (Совет Федерации, 20 октября 2017 года)
Тема производства качественного и безопасного детского питания, в том числе лечебного питания, Комитету Совета Федерации по социальной политике, который я представляю, очень близка.
Адекватное, сбалансированное питание – одна из главных составляющих здоровья в любом возрасте, и тем более в детстве.
За последние годы произошло значительное изменение структуры питания населения, прежде всего это касается повышения калорийности рациона над энергозатратами, высокого потребления жира, соли и добавленного сахара, а также дефицит ряда микронутриентов, в частности, витаминов С, В1, В2, β-каротина, железа, кальция и йода, как следствие, развитие алиментарно-зависимых заболеваний, таких как атеросклероз, ожирение, сахарный диабет 2-го типа, метаболическая и кардиоваскулярная патологии.
Заболевания органов пищеварения среди школьников стоят на втором месте после заболеваний органов дыхания, что обусловлено в большей степени недостаточно сбалансированным рационом питания, дефицитом горячего питания, особенно у старшеклассников по причине высокого уровня учебной нагрузки.
В группе риска находятся дети в возрасте от 0 до трех лет. Отказ от грудного вскармливания, нерациональное питание беременных женщин, кормящих матерей и детей в первые годы жизни обуславливают неблагоприятную динамику показателей состояния здоровья детей и населения в целом.
Несколько слов о маркировке продукции. Существующая система поделила требования к качеству и требования к безопасности продуктов. Требования к качеству, вы знаете, это добровольная история. Производитель может сказать, что продукт произведен в соответствии с требованиями, либо не говорит этого. А технические регламенты, система технических регламентов, которая регулирует требования к маркировке продукции, обязательна для исполнения. Но технические регламенты подготавливаются исключительно в рамках безопасности продуктов, обеспечения безопасности.
И в итоге получается парадоксальная история, когда мы покупаем продукцию для детей, есть указание на соответствие техническому регламенту, что указывает на то, что продукт безопасный, но насколько продукт качественный, такой гарантии нам никто не дает. Мне кажется, что требования по качеству для детского питания должны быть обязательным параметром, а не добровольным.
В прошлом году Комитетом проведен круглый стол на тему «Актуальные вопросы производства, качества и доступности детского питания, в том числе, лечебного питания для детей», на котором главными темами обсуждения стали имеющиеся проблемные вопросы:
— организации здорового питания беременных и кормящих матерей, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, в учреждениях социальной сферы;
— усиления пропаганды грудного вскармливания;
— дальнейшее развитие сети отечественных промышленных предприятий для производства овощных и мясных продуктов детского и лечебного питания;
— повышение качества диетотерапии, улучшения эффективности лечения пациентов и использования новых технологий лечебного питания, новых современных клинически эффективных специализированных продуктов питания.
Не секрет, что с каждым годом в мире растет количество людей с различными пищевыми аллергиями и непереносимостью отдельных видов пищевых продуктов. Многие из болезней требуют соблюдения пожизненной диеты и использования специальных продуктов, не содержащих аллергенов. Одним из таких заболеваний считается целиакия — хроническое заболевание, возникающее вследствие повреждения слизистой оболочки кишечника глютеном, белком, содержащимся во всех злаковых культурах, кроме кукурузы, гречки, риса и пшена, и протекающее с поражением практически всех органов и систем организма. В таких ситуациях при выборе продуктов питания жизненно важно иметь достоверную информацию об имеющихся в них аллергенах (молоко, глютен, орехи и т.д.).
Действующими нормативными правовым актами определена обязанность исполнителя в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в частности, указать способы приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов. Однако, до сих пор ни один человек, имеющий диагноз целиакия, не может чувствовать себя уверенно в заведениях общественного питания (кафе, бары, столовые, закусочные, рестораны и др.). На мой взгляд назрела необходимость обязать исполнителя в сфере оказания услуг общественного питания указывать на наличие аллергенов в составе блюд предоставляемого меню, а также разработка отдельных стандартов оказания медицинской помощи для пациентов с диагнозом целиакия с учетом возрастных групп.
Предлагаю включить в проект рекомендаций следующее предложение: — рекомендовать Правительству Российской Федерации внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» в пункт 12 раздела II «Информация об услугах» в части дополнения «сведений о пищевой ценности продукции общественного питания и составе» информацией об имеющихся в них аллергенах (молоко, глютен, орехи и т.д.)
Детское питание — очень важный вопрос, который требует строгого и понятного регламентирования, позволит государству более качественно бороться с недобросовестными производителями детского питания, сохранить здоровье и жизнь подрастающему поколению России. За последние время имели место неоднократные случаи массового отравления детей продуктами детского питания.
На сегодняшний день в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и создания условий для здорового питания населения у нас принят большой массив стратегических документов, законодательных и нормативных правовых актов.
Несмотря на то, что уровень качества и безопасности продуктов детского питания в целом выше, чем продуктов массового потребления, в организации питания детей раннего возраста существует ряд серьезных проблем:
— не налажен промышленный выпуск ряда специализированных детских продуктов, не разработаны инновационные технологии и оборудование для этих целей;
— отсутствуют единые подходы и инструменты регламентации, предъявляемые к диабетической продукции;
— до настоящего времени в Российской Федерации не принят Международный свод правил продвижения заменителей грудного молока, что снижает распространенность грудного вскармливания. Речь идет о запрете рекламы заменителей грудного молока для детей первого года жизни в средствах массовой информации и их бесплатного распространения в родильных домах и перинатальных центрах;
— в отдельных субъектах Российской Федерации не предусмотрены субсидии на адаптированные молочные смеси (для детей, лишенных материнского молока) и продукты прикорма для здоровых детей раннего возраста, при этом расходы на них целиком ложатся на родителей, что в первую очередь значимо для семей с низким уровнем дохода;
— встречаются проблемы в обеспечении больных детей специализированными (лечебными) детскими смесями и продуктами, зафиксированными в федеральных клинических рекомендациях (протоколах) по оказанию медицинской помощи, и входящими в стандарты ведения ряда заболеваний, при которых диетотерапия является основным или одним из основных методов лечения (пищевая аллергия, недоношенность, белково-энергетическая недостаточность и др.).
Для сведения скажу, что отдельные пункты рекомендаций «круглого стола» были направлены Комитетом в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для включения в проект основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. На сегодняшний момент в проект плана вошли мероприятия:
— о разработке и утверждении Стратегии развития индустрии детского питания в Российской Федерации;
— о подготовке предложений о создании режима налогового благоприятствования для отечественных производителей детского и специализированного питания, выпускающих продукцию, отвечающую современным требованиям.
К сожалению, в план не вошли, на мой взгляд, актуальные мероприятия о разработке нормативного правового акта о безопасности пищевой продукции для детского питания, детского лечебного питания, питания для беременных и кормящих женщин», который содержал бы единые требования ко всем видам продуктов детского питания, в том числе предусмотрев в нем раздел требований к расфасованным питьевым водам для детского питания. Также не учтено предложение о внесении изменений в Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года в части развития производства детского питания на молочной, плодоовощной, зерновой, мясной основах и адаптированных молочных смесей, а также детского лечебного и профилактического питания.
Выражу слова благодарности Щетинину Михаилу Павловичу за включение отдельных наших предложений в проект рекомендаций парламентских слушаний.
В заключение хотелось отметить, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность государства определить правила и основные критерии производства, продажи и рекламы детского питания, в соответствии с действующим законодательством и международными нормами, сведя их в единый законодательный акт — Закон «О детском питании», что позволит создать единый свод правил, отпадёт необходимость поиска нужной нормы закона в различных правовых источниках, упростит работу производителей детского питания и жизнь потребителей детского питания.
Имеющаяся в настоящее время в России правовая база свода законов, правил, стандартов и регламентов, имеющаяся практика применения позволяет создать такой закон без дополнительных затрат, при этом включив в него новые и перспективные наработки в области детского питания.
Оставьте комментарий